Цель игры Один – много

By | 10.11.2018

В данной статье мы рассмотрим основные правила и цель известной дидактической игры для малышей дошкольного возраста под названием «Один — много». Как ясно из названия основной целью игры является развитие у ребёнка дошкольного возраста понятий о количестве предметов и понятий единицы и множества. На примере простых предметов ребёнок учится определять для себя понятия «множества» и «единицы».Один - много

Правила игры

Первоначальной — поверхностной целью игры является привитие ребёнку навыков речевого преобразования слов — из единственного числа во множественное — и обратно. Ведущий — воспитатель, или педагог, или мама начинает задавать ребёнку вопросы, показывая картинки или называя слова в слух. Например: мяч, девочка, книжка, медведь, стол и так далее. Все предметы должны быть хорошо знакомы ребёнку иначе он не сможет ответить на поставленный вопрос.

Ребёнку же предлагается в ответ на названные слова образовать их множественную форму: мячи, девочки, книжки, медведи, столы. Чтобы ребёнку было понятнее слово «множество», необходимо сначала провести разъяснительный урок (не обязательно долго, всего 2 минуты будет достаточно), где объяснить примерно следующее «Вот это мишка — он один. А если их много? — Правильно, это будут мишки». После чего, если ребёнку всё понятно, предложите ему поиграть в игру.

Интересным вариантом игры является дополнение игрового процесса карточками с изображением животных и предметов. Карточки раскладываются на столе или на полу перед ребёнком. Дайте малышу рассмотреть изображения, пусть он вникнет в их содержание. Возможно, уже на этом этапе ему может захотеться называть увиденных животных и во множественном числе, и в единственном. Не перебивайте и не прерывайте его — пусть он говорит, поддерживайте инициативу ребёнка. Таким образом малыш показывает своё желание заниматься и берёт инициативу в игре на себя. Старайтесь мягко направлять ребёнка, поправляя, если он ошибается и поддерживая, если он говорит правильно. Затем, когда возбуждение, вызванное новым игровым предметом несколько утихнет (на это может понадобиться от нескольких секунд до минуты), объясните малышу правила игры и попросите его назвать вам множества или единичные числа предметов, нарисованных на карточках.

Ведь играя можно не только работать с категориями счёта, но также и загадывать загадки про животных и предметы, описывать увиденное и изображать характерные признаки этих животных или предметов. Подобное игровое поведение особенно результативно при игре с детьми младшего дошкольного возраста — им будет очень интересно показать взрослым, что они умеют мычать как корова, знают, как тарахтит трактор или могут изобразить курицу с цыплятами.

Кроме того, если ребёнок хорошо справляется, можно поиграть с карточками, переворачивая их и запоминая изображённый на них предмет, а потом называть его множественную или единственную форму числа. А ещё, чтобы не было так сложно можно просто перевернуть карточки с ответами и, когда малыш правильно отвечает — открывать карточки, подтверждающие его правоту. Всё это вместе сделает игру для малыша увлекательной и многообразной и позволит найти то, что будет интересно именно данному конкретному ребёнку и позволит ему с пользой провести время.

На игру в «один» — «много» не требуется много времени. Вполне достаточно 10-15 минут. Максимальное время игры может составлять полчаса. Кроме того, играть можно не только один на один с ребёнком, но и с целой группой детей, перекидывая им мяч для ответа или позволяя отвечать хором. В таком случае время игры сокращается до пяти минут, а затем воспитателю следует предложить новую игру.

Развитие речевых навыков

Данная игра хороша тем, что способствует развитию речевых навыков. А если дополнить её игрой с мячом, передавая его с вопросами и ответами из рук воспитателя к малышу и обратно, это станет также и отличной тренировкой для развития моторных функций и пластичности нейронных связей. Так как одновременное действие и проговаривание задействует больше нейронных цепей, чем просто проговаривание, а значит — игра будет незаметно. Понемногу повышать общий интеллектуальный уровень. Такой же эффект имеет, к примеру, занятие стратегическими и командными видами спорта. Кроме того — играть с мячом для ребёнка всегда забавнее, чем просто перебрасываться словами.

Категории «один» — «много»

Игра также является хорошим инструментом для формирования благополучных психологических образований. Таких как понятие о личности и самостоятельности об уникальности и границах. Так как «один» является не только количественным обозначением предмета, но и также личностной характеристикой — метафорой личности ребёнка.

Пока дети ещё маленькие, мир видится им с позиции множества — «нас» и «мы», Игра на развитие«наше», «наши». То есть единственное число как психологический феномен сознания — как осознание этой единичности — отсутствует. Впрочем, как и отсутствует понятие множества, ведь в данном случае «мы» это не множество — не «я» + «я», а одно большое «Я=мы» и весь мир предстаёт перед ребёнком как нечто целостное. В голове ребёнка дошкольного возраста мир это и есть «я», а «я» — это и есть мир. Такая игра как один — много позволяет ребёнку  самостоятельно прийти к мысли о том, что он — «один» — то есть «единица», а не «много», что он — не составляет весь мир и что в мире есть другие живые существа со своими интересами, и все вместе они составляют «много» — множество — новую целостность. Таким образом процесс игры сопровождает личностную сепарацию — отделение ребёнка от окружающей среды и осознания себя как личности, как наблюдателя мира.

В этом возрасте у ребёнка только начинает формироваться личность — понятие о себе как об объективной и субъективной категории. До этого возраста ребёнок воспринимает себя тем, что говорят и думают о нём окружающие. С этого периода — 5-6 лет — от него требуется уже начать формировать представление о себе: а какой я на самом деле? Хороший или плохой? Высокий или низкий? И так далее. И поэтому в данном возрасте так важна игра, цель которой — сформировать категориальное мышление. Потому что — плохо это или хорошо — такова наша современная человеческая реальность, в которой мы — люди привыкли всё определять категориями.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *