Цель игры «У медведя во бору»

By | 11.11.2018

Всем известна русская народная игра «У медведя во бору». Почти все дети бывшего Советского союза так или иначе играли в неё. В детском саду, во дворе или в школе это одна из популярнейших игр для дошкольного и младшего школьного возраста. Также это излюбленная игра у воспитателей и педагогов, когда нужно организовать детский досуг во время школьных мероприятий и прогулок. Особенно органично данная игра проходит на природе, на свежем воздухе, в лесу или парке.У медведя во бору!

Суть игры заключается в ролевых салках, где один игрок — водящий — Медведь, а остальные дети — убегающие. Так как игра имеет фольклорные корни, в каждом регионе, а то и в каждой деревне в эту игру играли по-своему.

Существует несколько вариантов данной игры, один из которых представлен ниже. Песенка также не является единственным вариантом поговорок в игре «У медведя во бору». В зависимости от возраста, информированности и настроения участников она может быть дополнена дразнилками или даже целыми диалогами с участием медведя и других игроков.

Правила игры

Медведь спит в лесу на условной игровой поляне.  Ребёнок, играющий роль медведя должен присесть на корточки, обхватить руками колени и, склонив голову, изображать дремлющего медведя. Границы поляны, как правило, чётко очерчены и сначала участники находятся за ними. Потом они заходят на территорию медведя, изображая процесс собирания грибов и ягод в лукошко, напевая весёлую песенку:

«У медведя во бору — грибы, ягоды беру!

А медведь не спит — всё на нас глядит».

И второй куплет:

«У медведя во бору — грибы-ягоды беру.

А медведь не спит — он на нас бежит!»!

Как только прозвучат последние строки стихотворения, дети разбегаются по поляне кто куда. Тот, кого медведь догонит и осалит — станет новым медведем.

Новый медведь, подобно старому входит в центр поляны и усаживается на корточки, изображая спячку.

Происхождение игры

Игра у медведя во бору является наследием древней культуры и сложно сказать, к какому народу она принадлежит. Вернее будет сказать, что она принадлежит к роду общечеловеческих обычаев, так как сюжет данной игры так или иначе перекликается со многими сюжетами подобных игр. Чтобы понять на самом деле, какое влияние и какое значение эта игра несёт для человека, нужно немного углубиться в историю.

В прошлом, эта игра являлась символическим обрядовым действием, как и большинство детских игр. Так как игра считалась детским, а следовательно, достаточно безобидным обычаем, церковь не искоренила её полностью и языческие корни игр просочились неузнанными в современный мир культуры детства. Так происходило со многими непопулярными явлениями культуры, которые в результате религиозного давления остались непонятыми и гонимыми.

Иногда персонажами такой игры становились волк и ягнята, или цыплята и кошка и так далее. Основная суть игры в наличии некоего образа охотника и его потенциальной добычи. И взаимодействие этих двух начал трактовалось, с одной стороны, как взаимодействие человека с дикой природой, полной опасностей, но всё-таки доброй и дающей всё, что необходимо человеку для выживания.

Другое значение этой игры относится к сексуальной культуре взрослых, которую дети постигают таким образом через архетипы. Вспомните: дети не просто ходят вокруг медведя, они дразнят его, после чего они разбегаются, а он должен их поймать, сделав медведями. Возможно, это связанно с ритуалами взросления или свадебными весенними обрядами. Данная игра является весенней уже потому, что действие её происходит в конце зимы, когда медведь, спящий в своей берлоге зимой, пробуждается от весёлых девичьих голосов. Ведь по грибы раньше, в основном, ходили молодые девушки.

Третья трактовка данной игры – это отношения с древним божественным началом — Медведем — духом рода, которого умилостивляют дети (или девушки) и последующим либо жертвоприношением (что реально имело место быть в некоторых обрядах).

Также здесь воплощается идея о передачи некоего свойства — м.б. знаний, так как медведь — это был символ мудрости, колдун, шаман (не даром столько сказок об оборотнях. В славянской традиции оборотнем был, в основном, медведь). И вот, этот шаман ловит своего преемника и тот становится медведем — «надевает медвежью шкуру». Этот вариант сказки-игры особенно характерен для той сюжетной вариации, где некоторые игроки по правилам могут носит оружие и убивать медведей. А медведей несколько. К слову, подобный вариант вполне мог являться вымышленным на одном из исторических этапов — эдакая авторская находка, призванная завуалировать настоящие события, понимаемые под охотой на медведей в медвежьем бору.

Чему призвана научить игра «У медведя во бору»

В современном своём виде смысл игры несколько иной, чем он бы был в славянской культуре. Игра призвана внушить детям простые истины познаваемого таким образом мира и передать определённые категории. Первая категория: о наличии барьеров и ограничений. Межа, за которой начинается лес — это архитипический символ иного мира — мира, куда человеку ходить опасно, мира запретов и ограничений. Человек, играя в такие игры, где есть чёткое разделение типа «День-ночь» или «Лес-огород» учится принимать наличие табуированных зон в культуре, запретных действий и тем. Это закладывается в подсознание способствуя социализации ребёнка.

Другой важный смысл, который вкладывается в сознание современного ребёнка — это способ реакции на опасность. Если медведь гонится за тобой — беги! Этот способ является основным для современной культуры и наиболее оправданным социально, хотя не всегда и не везде эта Детская играстратегия применима. Но таким образом у детей вырабатывается определённая реакция на стресс. В то же время, дети, убегая, испытывают невероятный восторг — так они учатся испытывать не страх перед опасностью, а восхищение, радость. Этот стереотип положительно влияет на продуктивную деятельность любого ребёнка и в будущем ребёнок, подрастая станет испытывать такой же восторг справляясь с трудностями при решении жизненных задач. Восторг человек испытывает потому, что у него получилось убежать от медведя — это его первая, но жизненно важная победа.

Таким образом формируется будущий сценарий успеха. Педагог по тому, как реагирует малыш в случае неудачи (если его самого поймали, и он вынужден быть медведем) может определить, какой жизненный сценарий преобладает у ребёнка. Так, некоторые дети расстраиваются и ощущают остро свою никчёмность. Другие же покорно соглашаются — раз проиграл, значит должен быть медведем, третьи вообще нейтрально относятся к этому факту. Четвёртые могут посетовать, что они плохо старались и в следующий раз будут внимательны. А есть вообще тип детей, которые специально попадаются в лапы медведя — им просто приятно всех пугать — таким образом они тоже утверждаются в своей продуктивной роли, взаимодействуя с обществом.

На человеческом уровне в этот момент происходит своего рода репетиция ранжирования. Как ребёнок ведёт себя в игре — так он и будет вести себя в обществе, занимая определённую роль, становясь полезной единицей социума. В архитипическом обществе у каждого из людей была своя роль, которая обеспечивает ему с одной стороны статус, власть (и как следствие статуса — выживание) — с другой — приносит ему самому удовлетворение и удовольствие.

Кстати, весьма интересным кажется тот факт, что дети, гуляя по бору говорят «У медведя во бору» — не «А у нас во бору», а именно у медведя! Так они натуральным образом признают, что бор, по которому они гуляют — чужой и гулять по нему — значит вторгаться в чужие владения. Конечно, в сказочном значении это — вхождение на территорию волшебных, заповедных сил. А ещё – вхождение на территорию неведомого — на новую территорию — территорию знаний. Путь знаний.

Как древо познания добра и зла. Как путь, пройдя испытание — инициацию на котором ты сможешь обрести новое качество.

В некотором роде это ещё и обозначение социальных и личностных границ. С одной стороны чужой бор — это намеренное пересечение границы, с другой — то, что медведь просыпается — это естественная реакция. Так дети учатся уважать чужое, реализуя попутно в игровой форме своё стремление к нарушению границ, ведь дети нуждаются в этом для своего формирования — недаром, они всячески стараются нарушить границы, дразня друг друга и затем убегая или. Возможно, эта игра имеет благоприятное влияние на детей с наклонностями к клептомании.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *