Нарды короткие: правила

By | 12.11.2018

Нарды (иногда именуются на французский манер – трик-трак) – одна из древнейших настольных игр. По своим правилам она близка к сенету – самой первой из известных настольных игр в мире, изобретённой древними египтянами, — и популярным играм типа «кто первый дойдёт до финиша». В отличие от шахмат или шашек, в нардах успех по большей части зависит от случая.

Короткие нарды – одна из разновидностей этой игры, отличающаяся прежде всего расстановкой. Собственно, это и определило название разновидности: изначальное расположение в коротких нардах таково, как будто игра продолжается уже долго.Правила коротких нард

Начальная расстановка

У каждого участника имеется пятнадцать фишек. Треугольные поля нумеруются с первого по 24-е, начиная с первого треугольника дома игрока (группы полей, в которую нужно переправить все фишки, прежде чем убрать их из игры). При этом для каждого участника нумерация индивидуальная, поскольку дома расположены в противоположных концах.

Вот начальное расположение «игрового материала»: у каждого из играющих две фишки находится в 24 треугольнике (самом дальнем), пять – в тринадцатом, три стоят в восьмом и пять — в шестом. В «обычных» (более привычных нам) нардах похожая ситуация (условно, ведь она чаще всего не такая симметричная) складывается только к середине партии.

Каждый игрок имеет собственную пару игральных костей, а также собственный стакан, в котором кости перемешиваются перед броском. На практике, конечно, стаканы используются далеко не всегда.

Смысл игры такая же, как и в обычных нардах: переставить все свои шашки в собственный дом и убрать их из игры. Тот, кто совершит это первым, выигрывает. Понятно, что сыграть вничью в этой игре невозможно, хотя на практике иногда вводятся такие «неофициальные» правила – ничья объявляется, если второй игрок убрал все свои фишки на один ход позже, чем первый.

Кто должен ходить первый

Чтобы определить, кто удостоится чести первого хода, играющие кидают по одной кости. Первым ходит тот, у кого цифра на верхней грани оказалась больше. При равнозначных числах на кубиках они кидаются снова – до тех пор, пока они не будут различаться.

Движение фишек

Кости, бросаемые в качестве жребия, одновременно определяют и движение первой фишки. Она передвигается на количество пунктов (они также именуются забавным словом «пипсы»), равное сумме цифр на обеих кубах. Движение производится в сторону дома. Двигать можно любую свою фишку, но в том случае, если конечный пункт хода является открытым – то есть там не стоит фишка противника.

По прошествии первого хода играющие по очереди выкидывают по две кости и совершают ходы. Если, скажем, выпали числа 5 и 2, то одной фишкой можно походить сразу на семь пунктов, но лишь при том условии, если пятый или второй пункты по отношению к началу хода открыты. Можно, помимо этого, первой фишкой походить на 5 полей, а второй – на 2.

Если на костях оказались одинаковые числа, то это называется «дубль» (часто используют тюркский термин «гоша»). При этом играющий должен походить четыре раза на одинаковое количество полей, указанное на каждом кубике.

Если ход вообще нельзя сделать, то игрок, естественно, его пропускает. Однако если возможность ходить имеется, то ход обязательно следует выполнить, даже если он невыгоден играющему.

Как побить фишку соперника

Эта особенность отличает короткие нарды от обычных. Если на последнем пункте хода находится фишка соперника, но только одна, игрок может занять этот треугольник, а фишка противника кладётся в «бар» (аналог тюрьмы). Такой ход именуется «блот». Когда сколько-нибудь фишек попадают в бар, своим следующим ходом игрок должен их «зарядить», то есть поставить в доме соперника на те поля, номера которых указаны на выпавших гранях. Пока все фишки не будут выставлены, производить обычные ходы нельзя. Во время выставления игрок также может побить фишку соперника.

Удалять фишки можно только тогда, когда все они собрались в доме – последней Нардыгруппе из шести пунктов. Правила выброса фишек удобнее всего проиллюстрировать на конкретном примере.

Допустим, одна оставшаяся фишка стоит на пятом поле. Если на костях одно из чисел – пять, то эту фишку можно выкинуть. Если одно из чисел – шесть, то фишку тоже можно выкинуть. Если общая сумма чисел меньше пяти, то фишкой нужно сделать простой ход. Если в процессе хода эта фишка побила фишку соперника, то во время этого же хода эту фишку выбрасывать нельзя; впрочем, это правило часто игнорируется, особенно в «тюремной» разновидности игры.

На этапе выбрасывания фишек может создаться ситуация, когда одна или несколько фишек будут побиты. В этом случае они, как обычно выставляются в начальной позиции (в доме соперника), доводятся до своего дома и только после этого выбрасывание возобновляется.

Варианты игры

Нарды – классические и короткие – имеют, помимо базовых, другие разновидности, отличающиеся некоторыми дополнительными правилами. Иные из них удивительны. Например, в стандартных кавказских нардах запрещается одним ходом побить фишку противника и спрятаться, то есть встать на поле, где уже имеются другие свои фишки.

Короткие нарды – игра исключительно европейская, её правила были разработаны не так уж давно – в XVIII веке. В то время восточная новинка привлекла массовое внимание в европейском мире, но там её решили немного упорядочить и рационализировать. В игру было добавлено больше логики и мышления и удалены моменты, которые казались ненужными и только затягивающими процесс.

Классические «восточные» нарды – игра весьма и весьма древняя. Древнейшую доску для неё нашли даже в гробнице Тутанхамона. Особенно любили играть в неё древние персы. Таким образом, нарды гораздо древнее шахмат.

Как и египетский сенет (о нём говорилось выше), нарды в странах древнего Востока наделялись мистическим смыслом. Так, фишки изображали звёзды, а поля на каждой половине поля символизировали месяцы года (ведь с каждой половины их было двенадцать). По нардам даже пытались предсказывать будущее. В Персии играть в эту игру разрешалось только высшему классу людей – учёным, философам, астрологам, правителям. Даже попав в античный Рим, нарды сохранили свой статус – постоянно играли в них только правители, а в определённые дни разрешалось играть и менее влиятельным вельможам.

Видео пособие

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *